Для открытия информации о деле необходимо нажать на его номер. После этого в новом окне откроется судебное разбирательство, где можно изучить подробности, а также загрузить судебные акты в формате PDF. При этом карточки состоят из следующих разделов:
- Краткая информация. В ней указывается номер разбирательства, его статус, дата регистрации и функция для отслеживания.
- Сведения о судебном иске. Детальные данные про истца, ответчика, третьих и иных лиц, судьи и суды, а также акты.
- Хронология дела. Решение в первой инстанции с файлом о приговоре, календарь судебных заседаний, а также электронное дело. В последнем разделе указывается дата принятия искового заявления, подготовка к разбирательству, назначению суда и другие данные.
«Фонтанка» — петербургская интернет-газета, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве. Политика и власть, бизнес и недвижимость, дороги и автомобили, финансы и работа, город и развлечения — вот только некоторые из тем, которые освещает ведущее петербургское сетевое общественно-политическое издание. Санкт-Петербург читает «Фонтанку»! Наша аудитория — лидеры бизнеса и политики, чиновники, десятки тысяч горожан.
- Пользовательское соглашение
- Политика конфиденциальности
- Правила использования материалов сайта
- Политика использования cookies
Среди дополнительных функций можно выделить опцию «Электронный страж», которая открывается после авторизации в личный кабинет. Она позволяет отслеживать выбранные дела и получать уведомления на почтовый ящик при изменении сведений. Также полезной опцией считается «Перерывы в заседаниях», что позволяет отследить график работы судебных инстанций и грамотно спланировать поход в государственное учреждение. А для неопытных пользователей создано детальное руководство, помогающее освоиться при использовании портала КАД. Если говорить вкратце, официальный сайт kad. arbitr. ru значительно сокращает количество бумажной волокиты, которую раньше приходилось выполнять участникам судебных разбирательств и работникам суда. С появлениям электронной картотеки процесс взаимодействия с законодательным органом значительно упрощен.
Уважаемые посетители сайта!
- 🔥 Общая схема
- Понятие, виды судов, структура судебной власти.
- 🔥 Верховный суд Российской Федерации
- Прокуратура РФ
- 🔥 Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ
- 🔻 Структура Верховного Суда РФ
- Судебная система Российской Федерации
- Арбитражный Суд РФ
- 🔥 Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля
- 🔻 Полномочия Конституционного Суда РФ
- 🔥 Конституционные суды
- 🔥 Порядок обращения в Верховный Суд РФ
- Высшие суды в РФ
- 🔥 Некоторые особенности высших судов РФ
- Высшие суды РФ
- 🔥 Арбитражные суды
- Kad. arbitr. ru не работает сегодня сентябрь 2022?
- Kad. arbitr. ru сбои за последние 24 часа
- 🔥 Суды общей юрисдикции
- Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ)
- 🔥 Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ
- 🔻 Таблица-все суды РФ
- Заключение
🔥 Общая схема
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Суды в России делятся на:
- Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
- Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
- Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.
Контакты8 (800) 550-53-91 – Звонок по России Бесплатно. 8 (925) 823-68-27 – отдел продажпонедельник-суббота: 9:00-18:00 (по МСК);Заказы через сайт принимаются круглосуточно!Наш ПВЗ (пункт выдачи заказов):г. Москва 1-й Котляковский переулок д. 3Выдача собранных заказов:понедельник-пятница: 12. 00-20. 00, суббота: 10. 00-16. 00Уважаемые посетители сайта «Ткани-Дешево»Давайте знакомится, Всего пару слов о нас:Наша миссия — «Предлагать максимально широкий ассортимент текстильной продукции по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить». Для этого мы:
- Отказались от оффлайн магазинов с высокими арендными платежами;
- Объединили ассортимент 26-ти фабрик, на одной онлайн площадке. Весь ассортимент представлен в фото и видео формате.
За 15 лет работы, мы отобрали фабрики с лучшим качеством и демократичными ценами.
- Организовали доставку любым доступным, в Вашем регионе, способом. И по всему миру.
- Для Москвы, есть бесплатный ПВЗ (пункт выдачи заказов) у м. Каширская. Для Вашего удобства – сюда мы перемещаем собранные, будь то оптовые или розничные, заказы.
Открыто и Честно!Посмотрите комплексную информацию о “Ткани Дешево” на сервисе: “За честный бизнес”Картотека Арбитражных Дел России kad. arbitr. ru Проверьте нас по ИНН 7726448451 на наличие судебных разбирательств. ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН ТКАНЕЙ ДЛЯ ШТОР, ТКАНЕЙ ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ И ШИТЬЯ. ПОРТЬЕРНЫЕ ТКАНИ. ООО “РУСТАРС”, ИНН: 7726448451, ОГРН 1197746140877АО “АЛЬФА-БАНК”, БИК 044525593
Понятие, виды судов, структура судебной власти.
Подробности Категория: Правоведение
Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.
Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.
Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.
Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:
Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);
Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996 г
Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»»;
Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»».
Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.
К федеральным судам относятся :
— Конституционный суд Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых федеральным собранием РФ, президентом РФ, правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
— Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.
— Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Высший арбитражный судявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
— конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;
— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.
Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.
Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторым — верховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.
Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.
В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.
Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.
Решение суда по уголовному делу называется приговором.
Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.
Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.
Система арбитражных судов делится на три уровня:
— Высший арбитражный суд РФ;
— федеральные арбитражные суды округов;
— арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.
Следовательно, в системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеном — федеральные арбитражные суды округов, третьим звеном — высший арбитражный суд РФ.
Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.
По Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации.
Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей.
Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.
В компетенцию мировых судей входят дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении); дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе); споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 минимальных окладов, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.
🔥 Верховный суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» содержит следующие полномочия суда:
- судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
- в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
- непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
- изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
- разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.
Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.
Прокуратура РФ
Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной «Судебная власть», не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы – суд.
🔥 Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ
Верховный Суд РФ (далее — ВС) является высшим судебным органом судов общей юрисдикции по делам по разрешению экономических споров, гражданским, уголовным, административным и иным делам, не отнесенным к компетенции КС (ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05. 2014 № 3-ФКЗ).
ВС осуществляет свою длительность в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций, а также суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Кроме того, ВС дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в форме:
- постановлений — обобщенного анализа судебной практики по специальной тематике без ссылки на конкретные дела (например, постановление Пленума ВС «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» от 26.06.2018 № 27);
- обзоров — подборки актуальных, требующих особого внимания судебных дел с разъяснениями ВС (например, Обзор судебной практики ВС № 2 (2018), утв. Президиумом ВС 04.07.2018).
Деятельность ВС в части разъяснения и обобщения судебной практики направлена на приведение к единообразию позиции судов государства и минимизации двойственности толкования закона.
Разъяснения ВС РФ могут даже стать причиной пересмотра судебного акта, если точка зрения суда высшей инстанции на разрешенный судом вопрос разъяснилась, был сформирован иной подход (например, п. 5 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Всего в ВС работают 170 судей, которые назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ.
В целях слаженного функционирования ВС формируется аппарат ВС. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС действует научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС (постановление Пленума ВС от 03. 2017 № 36).
🔻 Структура Верховного Суда РФ
Структура ВС выглядит следующим образом (ст. 3 закона о ВС):
- Пленум (постановление Пленума ВС «Об утверждении Регламента Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 2).
- Президиум.
- Судебные коллегии.
- Апелляционная коллегия.
- Дисциплинарная коллегия (постановление Пленума ВС «Об утверждении Положения о Дисциплинарной коллегии Верховного суда РФ» от 07.08.2014 № 5).
Как отмечалось ранее в настоящей статье, разделение полномочий КС и ВС происходит по типу судопроизводства. И если к ведению КС относится одно направление, конституционное, то ВС регулирует остальные направления, что без должной организации было бы проблематично.
В этой связи в структуре ВС выделены судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих. Именно они вправе рассматривать дела, отнесенные к ведению ВС в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, коллегии дают обобщения судебной практики по вопросам своего ведения и реализуют иные полномочия.
Каждая коллегия состоит из председателя, который вместе с тем является заместителем председателя Пленума ВС, а также судей соответствующей коллегии.
Апелляционная коллегия ВС выступает в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассматриваемых в судебных коллегия ВС в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает дела по новым и вновь открывшимся фактам. Состоит из председателя, заместителя председателя и 10 судей ВС, избираемых Пленумом ВС по представлению председателя ВС сроком на 5 лет. Руководящие структуры Верховного Суда РФ — Пленум и Президиум
Пленум ВС состоит из председателя, первого заместителя председателя, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судей. При этом стоит отметить, что по приглашению председателя в заседаниях Пленума вправе принимать участие председатель КС, генеральный прокурор, министр юстиции и другие лица.
Помимо прочих Пленум осуществляет следующие полномочия:
- рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
- обращается с запросами в КС РФ;
- утверждает Регламент ВС.
Обратите внимание! Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума, при условии что присутствовало более 2/3 от числа действующих судей ВС, подписываются председателем и секретарем Пленума.
Президиум же состоит из председателя, его заместителей — председателей судебных коллегий и судей и выполняет следующие функции:
- рассматривает дела в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, вступившие в силу судебные акты;
- обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС;
- утверждает положение об аппарате ВС, его структуру и штатное расписание;
- рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
- осуществляет иные полномочия.
Обратите внимание! Заседание Президиума проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.
Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.
Как подать жалобу в Верховный суд, рассказывается в статье КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Судебная система Российской Федерации
Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Положения о судебной власти и системе в России установлены Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Подсказки адвоката, помогут разобраться какому суду подсудно ваше дело.
Арбитражный Суд РФ
В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен большинству государств «дальнего зарубежья». Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров – государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118-125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г. ), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г. , действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г. Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.
Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.
Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.
Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.
🔥 Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля
Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):
- самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
- решает исключительно вопросы права;
- состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, при этом срок их деятельности не ограничен (ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ);
- правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей;
- функционирует по самостоятельно разработанному и принятому внутреннему регламенту (последняя редакция от 25.10.2018).
В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.
Аппарат КС состоит:
- Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
- Управления государственной службы и кадров.
- Финансового управления.
- Управления делами.
- Отдел внутреннего финансого аудита и анализа.
- Прадставительство Конституционного Суда в Москве.
Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).
🔻 Полномочия Конституционного Суда РФ
Выделим некоторые из многочисленных полномочий КС (ст. 3 закона о КС РФ):
- Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов, нормативных актов высших государственных органов;региональных нормативных актов, изданных в сферах ведения РФ и совместного ведения РФ и регионов;договоров между органами государственной власти;не вступивших в силу международных договоров РФ. - федеральных законов, нормативных актов высших государственных органов;
- региональных нормативных актов, изданных в сферах ведения РФ и совместного ведения РФ и регионов;
- договоров между органами государственной власти;
- не вступивших в силу международных договоров РФ.
- Разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;федеральными и региональными органами государственной власти;высшими государственными органами субъектов РФ. - между федеральными органами государственной власти;
- федеральными и региональными органами государственной власти;
- высшими государственными органами субъектов РФ.
- Дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
- Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Следует отметить, что право законодательной инициативы использовалось КС несколько раз — при инициировании принятия закона о КС и соответствующих изменений к нему.
Учитывая особую направленность своей деятельности, Конституционный Суд РФ не вправе отходить от заданных Конституцией РФ направлений устройства и функционирования государства.
Обратите внимание! Разрешая споры о компетенции, КС обязан исходить из установленного Конституцией РФ разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную, не допускать двойственности или смешения полномочий.
🔥 Конституционные суды
Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.
В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».
Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г. , предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.
Длительно считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие указания, обязательные для судов (статья 56 Закона «О судоустройстве РСФСР»). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение: разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет указания, что они обязательны для судей.
🔥 Порядок обращения в Верховный Суд РФ
При подаче документов в ВС к ним предъявляются специальные требования для соответствующей категории дел:
- По административным делам — гл. 12, 21–23, 26, 27, 34, 35, 36, 37 Кодекса административного судопроизводства РФ.
- Гражданским делам — гл. 1, 39, 41, 41.1, 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.
- Уголовным делам — гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49, 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
- Делам по разрешению экономических споров — гл. 35, 36.1, 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
- Делам об административных правонарушениях — гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Как и при обращении в иные судебные инстанции, при обращении в ВС заявителем уплачивается госпошлина (ст. 333. 17–333. 22, 333. 36–333. 37, 333. 40, 333. 41 Налогового кодекса РФ).
К подаваемым в ВС документам, которые различаются в зависимости от того, является документ электронным образом оригинального документа на бумажном носителе или изначально созданным в электронный форме, предъявляются следующие требования:
В международной практике сложилось два подхода к формированию высших судов страны:
- моносистемность — один высший суд для всех категорий дел (например, в США);
- полисистемность — несколько высших судов, рассматривающих соответствующие категории дел (например, в Германии).
Судебная система РФ служит примером второго подхода. Высшие суды РФ разделены по сферам деятельности: ВС, рассматривающий споры, и КС, проверяющий законы на соответствие Конституции. А также существует структурное деление ВС на коллегии по характеру рассматриваемых дел.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Высшие суды в РФ
Высшими судами в РФ являются Верховный и Конституционный суды. Они венчают систему российского правосудия и принимают решения, не подлежащие обжалованию. Как разграничены полномочия и функции высших органов судебной власти в России, узнаете из статьи.
Конституционный суд РФ – специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего столетия. Именно в 192О году первый конституционный суд был создан в Австрии.
В связи с этим при определении такой модели правовой охраны конституции используются термины: «западноевропейская», «европейская», «австрийская». Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является «американская». Главный ее признак – выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции.
В СССР долгие годы функционировала принципиально иная система. Основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР — Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик — Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.
В мае 199О г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6 мая 1991г. «О Конституционном Суде РСФСР».
Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому Закону «О Конституционном Суде РСФСР», новый Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля.
Статья 1 нового Закона гласит: «Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
Частью первой статьи 125 Конституции определен численный состав Конституционного Суда РФ. Он равен 19. Новая Конституция называет членов Конституционного Суда судьями. Они назначаются на должность Светом федерации по представлению Президента РФ.
Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.
Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции РФ иных правовых актов. Прежде всего дан четкий перечень субъектов возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде.
К их числу отнесены: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти РФ. Установлена конкретная форма обращения о проверке конституционности — запрос.
Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции – неотъемлемый и непременный признак демократического, правового государства.
Определены объемы конституционного контроля. При этом дан исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению Конституционным Судом с точке зрения их соответствия Конституции. К первой группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации. Однако не подлежат контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ.
Третья группа – внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь даны два их вида — договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе относятся международные договоры России.
При этом процедуру конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не вступившие в силу международные договоры.
В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для жизни государств, их социально-экономических, политических систем, для каждого гражданина.
Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т.
В части четвертой статьи 125 закрепляется прежде всего полномочие Конституционного Суда, имеющие важнейшее значение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны. Данный орган рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными.
В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль. Однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц.
Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Именно этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд совершает по запросу Совета Федерации.
🔥 Некоторые особенности высших судов РФ
Наравне с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть самостоятельна и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу постановления любого из судов государства являются обязательными для исполнения на всей территории страны и для всех субъектов права. Неисполнение решений суда, а также проявление неуважения к суду влекут ответственность по ст.
297 Уголовного кодекса РФ.
Важно! Отличительной особенностью решений высших судов РФ является их окончательность и непреодолимость юридической силы. Ни решения Конституционного Суда, ни решения Верховного Суда обжалованию не подлежат, а потому имеют особую юридическую силу сродни силе закона.
Именно поэтому судебная практика в зарубежных странах носит законодательный характер и применяется как источник права. Однако в России мнение суда высшей инстанции может рассматриваться как источник права только после его оформления в виде изменения в соответствующий закон, о чем будет рассказано далее.
Рекомендуем к прочтению статью КонсультантПлюс «Можно ли оспаривать постановления Пленумов высших судов?» Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Важно! Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе).
Примером служит Высший арбитражный суд. Он функционировал на основании ст. 127 Конституции и ФКЗ от 28. 1995 № 1-ФКЗ (ст.
9–23), упразднен на основании закона РФ о поправке к Конституции РФ «О ВС РФ и прокуратуре РФ» от 05. 2014 № 2-ФКЗ.
Высшие суды РФ
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
Введение 3 1. Конституционный Суд РФ 5 2. Верховный Суд РФ 9 3. Арбитражный Суд РФ 11 4. Прокуратура РФ 13 Заключение 14 Литература 16
Работа содержит 1 файл
Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.
Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2019 год ВС внес в Государственную думу РФ 3 проекта федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 11. 2019 № 8). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.
Так, на основании постановления Пленума ВС от 15. 2016 № 4 был принят ФКЗ «О внесении изменений в статьи 37 и 39 ФКЗ “О военных судах РФ”» от 03. 2016 № 7-ФКЗ; на основании постановления Пленума ВС от 13. 2017 № 28 — ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» от 29. 2018 № 1-ФКЗ.
🔥 Арбитражные суды
В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:
- рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
- пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
- изучение и обобщение судебной практики,
- анализ судебной статистики.
(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;
К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.
(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Kad. arbitr. ru не работает сегодня сентябрь 2022?
Узнайте, работает ли Kad. arbitr. ru в нормальном режиме или есть проблемы сегодня
Статус Kad. arbitr. ru : сбой Почему?
Kad. arbitr. ru сбои за последние 24 часа
ГородСбои
Москва 7
Новосибирск, Новосибирская область 5
Ростов-на-Дону, Ростовская область 1
Краснодар, Краснодарский край 1
🔥 Суды общей юрисдикции
К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.
Портал содержит 6 основных разделов: «Суды общей юрисдикции», «Поиск по судебным делам», «Электронная приемная», «Территориальная подсудность», «Калькулятор госпошлины» и «Личный кабинет», и несколько дополнительных («Новости о работе судов», «Инфографика» и др.
Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.
Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», мировой судья рассматривает по первой инстанции:
- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
- дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
- дела об определении порядка пользования имуществом.
Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).
Верховный Суд Российской Федерации (Верховный Суд РФ)
В соответствии со статьей 126 Конституции Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Свою деятельность Верховный суд РФ осуществляет на основании федерального конституционного закона РФ N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», а также других законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
В соответствии с законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05. 2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»ВС РФ были переданы полномочия по разрешению экономических споров, Верховный суд стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.
Общее руководство и организацию деятельности Верховного суда в рамках полномочий и компетенций, определенных в статье 12 закона «О Верховном суде» осуществляет Председатель Верховного суда. Вопросы организации деятельности Верховного суда регулируются Регламентом, утвержденным постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 07. 2014 N 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации».
В соответствии со статьей 20 закона «О Верховном суде» официальным печатным органом Верховного Суда является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации».
🔥 Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Значимость правового положения судебной ветви власти прослеживается в правовом регулировании: основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие структуру судебной системы, приняты в форме федеральных конституционных законов, особенностью которых является специфический порядок принятия, изменения и отмены (ст.
108 Конституции РФ).
Судебная система РФ на настоящий момент выглядит следующим образом (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31. 1996 № 1-ФКЗ).
🔻 Таблица-все суды РФ
Обратите внимание! Из представленной схемы видно, что помимо территориального принципа деления градация судебных инстанций происходит также по типу судопроизводства.
Так, гражданское, уголовное и административное направления входят в сферу деятельности Верховного Суда РФ, а оставшаяся конституционная ветвь ограничивается Конституционным Судом РФ. Указанное деление на виды судопроизводства также прослеживается в структуре высших судов, о чем будет рассказано далее.
Заключение
На основании анализа Конституции РФ и других законодательных актов, касающихся судебной системы, можно сделать ряд выводов:
1) Измененное название — “Судебная власть” — в новой Конституции более точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности — осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.
2) Отрицательным моментом нынешнего названия главы 7 является следующее. В систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура (статья 129), что, конечно, не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению, размыванию содержания понятия “судебная власть”.
3) Суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правело, определяется на конституционном уровне. Причем если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.
4) В соответствии с действующим в РФ законодательством (напр. , Закон от 8 июля 1981 г. “О судоустройстве РСФСР”) правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-петербургский городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России.
5) Возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений в сфере управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд РФ, Высшие арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев, областей, автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-петербургский городские арбитражные суды.